- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Технологии социальной работы с детьми и подростками группы риска
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000370 |
Тема: | Технологии социальной работы с детьми и подростками группы риска |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» 1.1 Понятие уличной «группы риска» и социальные проблемы, возникающие у детей и подростков «группы риска» 1.2 Технология социальной профилактики детей и подростков «группы риска» 1.3 Содержание технологий социальной реабилитации детей и подростков «группы риска» Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В КУ ВО «СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Г.ВОРОНЕЖ 2.1 Характеристика технологии социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска» 2.2 Анализ технологии социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска» 2.3 Рекомендации по совершенствованию проведения технологии социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска» ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними, таковыми являются социальные сироты. Не уменьшается количество детей, убежавших из интернатных учреждений. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники интернатных учреждений, проблемы жилья и трудоустройства решаются в ряде регионов неудовлетворительно. Дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемые детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. В ряде регионов России очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Во многих регионах отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита наркологическая подростковая служба. В наше сложное и нестабильное время практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально-защищенными и благополучными. И в первую очередь это касается детей, так как именно дети являются самой незащищенной категорией населения. Наиболее актуальной проблемой современного общества является категория детей, относящихся к «группе риска». Критическая ситуация, в которую попали эти дети, психологические стрессы, социально низкий уровень жизни ставят перед специалистами в области социальной работы задачу поиска технологий проведения социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска». В условиях кризиса особенно осложнилась жизнь детей и подростков, лишённых родительскй опеки, сирот при живых родителях. Проблема сиротства у нас в стране особенно обострилась в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Социальное сиротство порождает ряд насущных проблем в системе образования. Это и устройство сирот в детские дома, в приемные семьи, семьи опекунов. В настоящее время наша система образования ориентирована как на оказание помощи детям и подросткам, лишенным родительской опеки, так и на профилактику социального сиротства. В последние годы в стране наметились новые подходы к профилактике социального сиротства, разрабатываются вопросы, касающиеся адаптации воспитанника интернатного учреждения к жизни в обществе. Они несут в себе не только опыт, сложившийся в России, но и включают систематизацию современного зарубежного опыта, что значительно обогащает практику профилактики социального сиротства. Очевидно, что профилактика социального сиротства должна базироваться на комплексном и многоплановом изучении контингента социальных сирот, тем более, что некоторые вопросы пока что мало изучены в теории и практике. К числу таких вопросов относится исследование личностных отношений социальных сирот. Научное сообщество особый интерес проявляет к изучению различной социальной микросреды и ее влиянию на становление личности подрастающего поколения, а так же к разработке социозащитных мер, которые бы позволили ему выжить и адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Объект исследования: социальная работа с детьми и подростками «группы риска» Предмет исследования: технологии социальной работы с уличными «группами риска» Цель исследования: изучить технологии социальной работы детей и подростков «группы риска» Задачи: 1. Проанализировать социальные проблемы, возникающие у детей и подростков «группы риска» 2. Рассмотреть технологии социальной профилактики детей и подростков «группы риска» 3. Проанализировать содержание технологий социальной реабилитации детей и подростков «группы риска» 4. Рассмотреть характеристики технологии социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска» 5. Проанализировать технологии социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска» 6. Внести рекомендации по усовершенствованию проведения технологии социально-психологической реабилитации детей и подростков «группы риска» в КУ ВО «Социальном приюте для детей и подростков» г.Воронеж. Глава 1. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» 1.1 Понятие уличной «группы риска» и социальные проблемы, возникающие у детей и подростков «группы риска» В социологии под группой риска понимают социальные группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от определённых медицинских или социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны совершать криминальные поступки. Например, в психолого-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Понятие «группа риска» первоначально использовались в медицине. В конце 60-х годов XX в. они были перенесены в психологию, переосмыслены и постепенно распространены с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы, например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности. В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому они сами подвергаются в обществе: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития. Доктор педагогических наук, Олиференко Л.Я., в своих работах, посвящённых исследованию методологии работы с детьми группы риска, считает, что само понятие «дети группы риска» имеет различные трактовки и нуждается в уточнении и развитии. Так в своей работе «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» она пишет, что «слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежеланного, что может произойти или не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что дети находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Говорится о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. В последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития». Разные учёные выделяют разные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы фактора риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные, педагогические. Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска: Медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.) Социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков). Психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми) Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образцу школьника). В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства». Изучив работы исследователей, можно сделать вывод, что существует два подхода к определению «детей группы риска». Согласно правовому подходу, понятие «дети группы риска» приравнивается к принятому в законодательстве понятию «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». В данном случае можно риск понимать как риск таких детей для общества. Беспризорники, безнадзорные, дети сироты и т.д. вследствие невозможности самостоятельно справиться с трудностями жизни, незащищённые государством, потерявшие контакт с обществом, не способны полноценно социализироваться, реализоваться и быть нужными данному обществу. Эти дети нуждаются в государственной помощи и поддержке. Социальные проблемы — во-первых, это явления, которые отражают содержание накопившихся неразрешенных социальных противоречий в системе социальных отношений, а во-вторых, это неудовлетворенные потребности в общении человека, безопасности, материальном обеспечении, удовлетворении духовных запросов, в-третьих, это психологические реакции на жизненные ситуации человека. На уровне конкретного человека проявляются социальные проблемы как неудовлетворенные потребности и приобретают формы отсутствия работы, жилья, средств к существованию, насилия, бездомности. Проблемы детей и подростков «группы риска» - одни из самых центральных социальных проблем. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в новых условиях - все это привело наше общество к внутренним конфликтам и серьезным трудностям. Особенно трудно оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Социальная дезадаптация детей и подростков заключается: в нарушение права и норм морали, проявлении асоциальных форм поведения и деформации системы ценностных ориентации, утраты социальных связей со школой и семьей, ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду. Социальные проблемы, возникающие у беспризорных детей. В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени прибывают в статусе «ничьих», так называемы социальные сироты, дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, живут в детских домах, приютах, интернатах. Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот часто опасный образ жизни и ненадежный. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного экономического и социального неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Беспризорные дети, как правило, лишены заботы и внимания со стороны родителей. У таких детей, в связи с их образом жизни напрочь отсутствует желание учиться. Чаще данную категорию детей можно встретить в оживлённых местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Как правило, уличный ребенок является курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь состоит из коротких фраз и несвязна. У уличных (беспризорных) детей возникают следующие социальные проблемы: проблема пропитания. Для того, что бы найти средства к существованию ребенок находит своего рода работу. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос мусора из ларьков, воровство, проституция и т.д. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения. Так же у уличных детей возникают проблемы связанные с проживанием. Для детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна - целая проблема. В некоторых городах дети просто спят на тротуарах, и люди обходят их стороной. В других они знают, что это небезопасно, и ищут более подходящие места для сна. У нас в стране основным критерием поиска жилья является наличие отопления. Это могут быть теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, открытые люки теплотрасс и др. Обычно эти места тщательно скрываются от посторонних лиц и имеют очень сложный доступ (туда может пробраться только ребенок). Нередко дети проводят ночи в подъездах жилых домов, живут на квартирах-притонах алкоголиков, расплачиваясь с ними спиртными напитками. Социальной проблемой можно выделить проституцию среди несовершеннолетних уличных детей. Во всем мире некоторое число уличных детей вовлечено в проституцию. Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), подростковую беременность, а также социальную дискредитацию. Это занятие формирует у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях - благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Иногда даже сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка. Еще одна проблема - преступления совершаемые беспризорниками. Некоторые дети воруют кошельки или пользуются возможностью, чтобы украсть из домов, машин мелкие предметы, которые можно перепродать, часто отнимают карманные деньги у школьников. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют торговцы наркотиками в качестве курьеров. Социальные проблемы, возникающие у детей - жертв насилия. Дети, подвергающиеся насилию, как правило, испытывают такие чувства, как ужас, смятение, беспомощность, безнадежность, бессилие, тревога за свою безопасность, подавленность. Они теряют уверенность в себе; их беспокоят ночные кошмары, навязчивые воспоминания, страхи, приступы депрессии, мысли о самоубийстве, самообвинения; они могут отказываться от участия в жизни общества, семьи, пристраститься к алкоголю и наркотикам. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем эрудиции и знаний, чтобы завоевать авторитет в школе. Решение своих проблем дети - жертвы насилия часто находят в криминальной среде, что может привести к формированию у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, склонности к воровству и совершению других противоправных действий. Так же эти склонны к суицидальному поведению. Ребенок - жертва жестокого обращения не усваивает норм социально- положительных отношений в общении с людьми; в дальнейшем ему трудно должным образом приспособиться к жизни, создать семью. Такой человек часто жестоко относится к собственным детям, с легкостью решается на применение насилия по отношению к другим людям. Тяжелое проявление негативных последствий - превращение жертвы в преступника. Психологические нарушения у ребенка после ситуации насилия, их фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией в такие поведенческие расстройства, как садомазохизм и серийные убийства. В прошлом в большинстве стран насилие в семье старались не замечать, что оправдывалось нежеланием вмешиваться в частную жизнь, в семейные дела. В настоящее время во многих странах бытовое насилие считается социальной проблемой, для решения которой требуется правовое поле. Насилие в семье нарушает права человека, бороться с ним нужно на государственном уровне, в том числе путем налаживания разносторонней помощи. Социальные проблемы, возникающие у «трудных» детей и подростков. По мере перехода к подростковому возрасту, подразумевающему формирование новых потребностей, общение со сверстниками, потребность познать себя, самоутвердиться, появляется необходимость выработать собственную точку зрения на те или иные явления и события. С началом доминирования у подростка ценностей такой группы неизбежными становятся его конфликты с родителями, педагогами, соседями. Педагогическая неграмотность родителей, убежденных, что лучшее средство воспитания – рукоприкладство, грубая ругань и вызов участкового, препятствует удовлетворению истинных интересов, эмоциональных запросов подростка. Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственными подросткам возбудимостью, лабильностью, «эффектом толпы», которые крайне ускоряют формирование признаков гедонизма, стремления жить шумно и весело, беспечно. Основными социальными проблемами, являющимися у «трудных» подростков можно выделить: бездумное участие в уличных драках, пристрастие к алкоголю и наркотикам, компенсирующих подростку все ущемления и притеснения, которые он претерпевает в повседневной жизни. «Трудные» подростки, представляют собой группу повышенного «социального риска». Особенности личности подростка в одинаковой мере делают его податливым как в сторону социально-позитивных, так в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст - возраст повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. Однако участие в драках и совершение других мелких правонарушений, все более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее, - подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного их появления, следуя требованиям и кодексам группы. Так складывается деллинквентная личность, еще не совершавшая, но готовая совершить крупное правонарушение. У подростка, личность которого еще не сформирована, негативный опыт вызывает подлинные отклонения, склонность к правонарушениям. На развитых стадиях девиации и дезадаптации наблюдаются искажение и глубокая деформация личности делинквента, который опускается до самого примитивного состояния. Основной проблемой является для трудного подростка добиться уважения референтной группы. Самоутверждение подростка может иметь основания - от подвига до правонарушения. В основе отклоняющегося поведения «трудных» подростков лежит неадекватная социализация. «Трудные» подростки отличаются от других тем, что они недостаточно усвоили социальные нормы и ценности общества, в первую очередь в своей семье. «Трудные» открыто высказываются о своем нежелании учиться, ведут себя с напускной независимостью, на поведение «трудного» подростка оказывает влияние и складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Чаще всего такие подростки становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными». В раннем детстве «трудные» дети демонстрируют трудности общения в детских дошкольных учреждениях, быструю утомляемость, затруднения при включении в характерные для их возраста игры и занятия. Настоящие сложности возникают у них, как правило, после поступления в школу. Во-первых, они плохо подготовлены и в состоянии наверстать упущенное только при создании для них благоприятных условий, поэтому учиться им, как правило, трудно. Во-вторых, они быстрее, устают, чем другие, пресыщаясь деятельностью, более раздражительны, не способны к длительным и систематическим нагрузкам. Недаром уже к концу младшего школьного возраста они начинают прогуливать уроки, становятся возмутителями спокойствия. По мере усложнения требований и школьных программ таким детям в силу указанных нарушений все труднее становится достигать успеха. Им обычно не по силам концентрировать внимание, поэтому на уроке они отвлекаются, отвечают невпопад, раздражают учителя, становятся объектами насмешек сверстников. Без мобилизующей и организующей помощи взрослых (которую им не могут предоставить родители в неблагополучной семье) они не в состоянии преодолевать трудности, терпят обвинения в неполноценности, подвергаются наказаниям, лишениям. Важнейшие потребности ребенка в этом возрасте - одобрение, уважение со стороны окружающих - не удовлетворяются, что создает у него глубокий внутренний дискомфорт. На основе анализа из литературы можно выявить группы причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков. I. Причины, связанные с внутренним состоянием ребенка: ? неподготовленность подростков к реальной жизни, из-за растерянности взрослых, которые не могут предложить ему готовый рецепт для выживания. Нестабильность общественного развития, сопровождающаяся возникновением социальных экстремальных ситуаций, помощь при выходе из которых подросток не получает ни в семье, ни в дворовых компаниях сверстников, ни в школьном коллективе, ни в обществе; ? стремление молодого поколения к поиску собственной модели жизненного самоопределения, это часто идет в разрез с общественными нормами; ? неуверенность в настоящем и будущем, порождающая протест против неблагоприятной политической социально-психологической ситуации, социально-экономической; ? состояние одиночества. Наиболее остро как состояние оно осознается в подростковом возрасте. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. Среди них: - потребности в установлении межличностных отношений; потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных; потребности в причастности, признании, желании быть принятым различными социальными группами, социальных ориентации и социального опыта. ? индивидуально-психологические особенности характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.). II. Причины, связанные с состоянием внешнего окружения ребенка ? семьи социального риска; нежелание родителей заниматься воспитанием детей, агрессия родителей, родственник, соседей; ? конфликты между учителем, учеником и родителями, дискомфортный психологический климат в школе; агрессия учителей; ? дурная компания; криминальный контакт; употребление наркотиков, алкоголя; межличностные конфликты в среде сверстников; ? отклонения в поведении детей могут быть вызваны настроениями, познаниями, восприятиями стрессовых ситуаций. Стрессовые ситуации, из которых трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на функционирование всего организма. Они вызываются следующими причинами: разводом и повторным браком родителей, сексуальным насилием и его последствиями, стихийными бедствиями и катастрофами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, провалом на экзамене и т.п.. ? девиантное поведение возникает из-за противоречий, обусловленных механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдение внешних норм и послушание взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предусматривающие познавательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились; ? девиантное поведение может быть вызвано затруднением в усвоении социальных ролей; учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации. III. Причины связанные с физиологическими изменениями подростка. Сексуальное взросление и половое созревание рождает нового человека, рядом с потребностью в достижении эмоционального удовлетворения от общения с родителями возникает потребность в независимости и свободе от них. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую внутри семьи. Так же можно выявить формы проявления девиантного поведения у детей и подростков: Наркомания и токсикомания. Употребление наркотиков стали для подростков жизненным идеалом. Путь к наркомании молодых людей начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но все же происходит быстро. Так же при не опытности и незнании подростки при введении наркотического вещества внутривенно пользуются одним шприцем, что может способствовать быстрой передачи таких инфекций как ВИЧ и СПИД, а беспорядочные половые связи приводят к быстрому распространению данных инфекций. Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученного из крепкого чая - «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации. Пьянство и алкоголизм. Употребление алкогольных напитков подростками запрещено законом. Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10-11 лет. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление. К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программированние предпочтительного отношения к алкоголю как обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, средством самоутверждения, мужества. Отсутствие некоммуникабельности, душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и время препровождения является выпивка. Для молодежи алкоголь служит универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки. Еще одна форма девиантного поведения - суицид. Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение – само-разрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, сознательное участие в драках, самоистязание и т. п. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; крайнее переутомление; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; страха, состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, когда человек утрачивает контроль над своим поведением. Правонарушения. Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, немотивированной агрессии, любопытства. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьянство, жестокость, грубость. Подростки - одна из наиболее криминально активных частей населения страны. Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас - из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие преступления, торгуют наркотиками, грабежи, т. е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво. Одной из наиболее значимых причин подобного является утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили представители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия. 1.2 Технология социальной профилактики детей и подростков «группы риска» Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека. Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на поддержание и на сохранение, защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов «социального риска», создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, в котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики. Социальная профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения. А так же профилактические меры проводятся в отношении уже возникшей проблемы, но возможно предупреждает возникновение новых. Например, специалист работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Социальной профилактикой можно называть систему ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика школьных страхов и т.п.. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности: охрана здоровья населения – для искоренения причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитание физически и духовно крепких людей; профилактика девиантного поведения: а) профилактика самоубийств (суицида) - своевременное диагностирование и соответствующее лечение; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; б) профилактика таких социальных патологий у ребенка, как преступность, наркомания и токсикомания, алкоголизм - основная цель - создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Социальная профилактика детей и подростков «группы риска» включает в себя: • Информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для каждой данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения ребенком морально-нравственных норм поведения в обществе. • Выявление, нейтрализацию и устранение причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Проведение социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социальными и социально-педагогическим учреждениями, социальными педагогами и социальными работниками для устранения или минимизации причин девиантного поведения. • Профилактика алкоголизма и наркомании, а также информирование подростков о тяжелых социальных и психоневроло....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: